Прокуратура информирует

«Мошенничество с использование информационно – телекоммуникационных технологий»

Стремительное развитие средств связи, электронных коммуникаций и общедоступности сети «Интернет», произошедшее в последнее десятилетие, привело к появлению новых видов мошенничества, при этом способы их совершения постоянно модернизируются и развиваются, появляются новые схемы.

Что бы избежать попадания в подобные «неприятные» ситуации необходимо знать некоторые распространенные схемы мошенничеств и соблюдать элементарные правила личной финансовой безопасности. К часто применяемым схемам телефонного мошенничества относятся следующие виды: попадание близкого родственника в правоохранительные органы за совершение какого-либо выдуманного преступления; звонок или CMC сообщение от так называемого оператора технической поддержки с указанием на совершение определенных действий с использованием телефона, после чего с абонентского счета списываются денежные средства; сообщение о выигрыше в лотерею или какого-либо крупного приза, который возможно получить только после оплаты какой-либо пошлины и т.д.; предложение продавца товара, разместившего объявление на каком-либо либо сайте о переводе ему предоплаты; предложение об участии в какой- либо инвестиционной деятельности, обещающей увеличение вложенных денежных средств в несколько раз. Наибольшее число обращений граждан в правоохранительные органы связано с тем, что неизвестные лица представляются сотрудниками банков и при общении с потенциальным потерпевшим указывают на то, что по их счету были проведены сомнительные операции, либо банковская карта заблокирована, в связи с чем необходимо в ближайшем банкомате провести ряд манипуляций с картой под диктовку мошенников. В результате последним предоставляется доступ к личным кабинетам на банковских сайтах и возможность хищения денежных средств.

На уловки мошенников попадаются, как правило, люди преклонного возраста, которые под воздействием мошенников не успевают адекватно оценить обстановку, не проверяя полученные сведения, передают свои денежные средства либо данные банковских карт неизвестным лицам.

Информация о подобного рода мошенниках постоянно звучит в средствах массовой информации, однако вопреки этому количество обманутых граждан не уменьшается.

Законодателем за совершение подобных действий предусмотрена уголовная ответственность по ст. 159, 159.3, 159.6 УК РФ. Квалифицирующими признаками мошенничества, к примеру, являются следующие: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину; совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере и др. Эти и другие признаки, указанные в частях вышеуказанных статей УК РФ, влекут более суровую ответственность, вплоть до лишения свободы.

Следует отметить, что преступления, предметом которых являются электронные денежные средства, считаются оконченными с момента их изъятия с банковского счета владельца.

Как показал 2019 – текущий период 2020 года мошеннические действия на территории Аларского района совершены в отношении 10 лиц с различным социальным статусом как из числа работающей, трудоспособной категории граждан, так и из числа социально незащищенных (пенсионеры, граждане пожилого «предпенсионного» возраста). Общий причиненный ущерб составил более 280 тысяч рублей.

Призываем Вас быть бдительными, не поддаваться на уловки мошенников. При установлении достоверного факта совершения в отношении Вас указанных преступлений незамедлительно обращаться в отдел полиции № 2 МО МВД России «Черемховский», расположенный по адресу: Аларский район, п. Кутулик, ул.Советская, дом 79А. 


Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции, фиктивную регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и месту пребывания

Статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Наказание предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;в целях совершения преступления на территории Российской Федерации;лицом с использованием своего служебного положения, наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статьей 322.2Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации. Совершение указанного деяния наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.


«Как защитить свои права на пенсионные накопления в случае их незаконного перевода в негосударственный фонд»

 В РФ в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения создан Пенсионный Фонд РФ (далее по тексту – ПФ РФ), который образован 22.12.1990. Средства ПФ РФ направляются на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и т.д.

До 16.09.1992 действовал только ПФ РФ, с 16.09.1992 в соответствии с Указом Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах», пенсионные фонды делятся на государственные и негосударственные пенсионные фонды. В настоящее время негосударственных пенсионных фондов достаточно большое количество. Негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Негосударственное пенсионное обеспечение также называют добровольным пенсионным обеспечением. Чтобы получать пенсию по негосударственному пенсионному обеспечению, нужно заключить соответствующий договор с негосударственным пенсионным фондом и осуществлять добровольные взносы на протяжении периода, предусмотренного договором. Граждане, у которых формируются средства пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования, вправе передавать эти средства страховщику для инвестирования на финансовом рынке государственным или частным компания, т.е. негосударственным пенсионным фондам.  

         В ходе проверок органами прокуратуры Иркутской области выявлены многочисленные нарушения прав граждан в виде противоправных действий со стороны работников негосударственных пенсионных фондов, в результате которых из ПФ РФ в негосударственные фонды произведены досрочные переводы средств пенсионных накоплений жителей области без их согласия. В ходе проверок установлено, что граждане не обращались в ПФР по вопросам изменения страховщика по обязательному пенсионному страхованию и переводу их средств в иной негосударственный фонд,  подписи от их имени на заявлениях и договорах были подделаны неустановленными лицами, в результате чего пенсионные накопления незаконно переведены в иной фонд. Перечисление средств пенсионных накоплений из ПФР в негосударственный пенсионный фонд осуществляется путем подлога заявлений либо введения в заблуждения лиц со стороны работников таких фондов, целью которых является получение максимально возможного комиссионного вознаграждения за незаконный перевод средств, при этом, при переводе пенсионных накоплений граждане теряют доход за предыдущий период.

Органами предварительного расследования возбуждены десятки уголовных дел о таких преступлениях. Кроме того, в целях восстановления нарушенных прав граждан прокуроры предъявляют заявления в суды о признании договоров об обязательном пенсионном страховании, заключенных с негосударственным фондом недействительными, обязании передать в Пенсионный фонд России средства накоплений.

В 2019 году на территории Аларского района зарегистрировано 2 таких преступления.

Во избежание подобных случаев, с целью пресечения возможного нарушения Ваших прав разъясняем, что ни при каких обстоятельствах не следует передавать свои персональные данные неизвестным лицам. Требовать перевода пенсионных накоплений не имеет право ни работодатель, ни коммерческие банки, ни какие-либо иные лица.

Рекомендуем проверить свои пенсионные накопления в ПФ РФ. О том, в каком пенсионном фонде находятся Ваши накопления Вы можете узнать, воспользовавшись порталом «личный кабинет  ПФ РФ» или при обращении в органы ПФ РФ.

В случае осуществления перевода пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд при отсутствии Вашего волеизъявления на совершение данной сделки необходимо сообщать в прокуратуру Аларского района.

Разъясняем, что при возникновении таких случаев, Вы можете обратиться в прокуратуру Аларского района, расположенную по адресу: 669452, Аларский район. п. Кутулик, ул. Советская,45, либо на адрес электронной почты: proc15@irmail.ru


«Полномочия органов местного самоуправления, регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

С 01.01.2019 года началась реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Правовые основы для обозначенной реформы были заложены Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», который существенно изменил подход к регулированию обращения с ТКО.

В частности, наряду с закреплением дефиниции ТКО, включение услуги по обращению с ТКО в состав коммунальных услуг, предусмотрено появление института региональных операторов по обращению с ТКО как субъекта, ответственного за надлежащее функционирование системы обращения с ТКО.

В соответствии с определением, содержащимся в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления” (далее – Закон об отходах) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Статус регионального оператора присваивается юридическому лицу и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор обязан соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Вместе с тем, указанным Законом регламентированы полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Так, в пункте 4 статьи 8 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, в случае необходимости создания места накопления ТКО (контейнерной площадки), либо согласования места размещения ТКО, а также для внесения сведений о контейнерной площадке в реестр таких площадок, необходимо обращаться в органы местного самоуправления.